- "Коппелия"
- "КОППÉЛИЯ" ("Коппелия, или Девушка с голубыми глазами", "Coppélià, ou La Fille aux yeux d'émail"), балет-пантомима в 2 актах, 3 картинах (по мотивам сказки "Песочный человек" Э. Т. А. Гофмана). Комп. Л. Делиб, сцен. Ш. Нюитер и А. Сен-Леон. 25.5.1870, парижская Опера, балетм. Сен-Леон, худ. Камбон, Деплешен, Лавастр (декорации) и П. Лормье (костюмы); Сванильда Дж. Боцакки, Франц Э. Фьокр (травести), Коппелиус Доти. 1877, Будапешт, балетм. Кампилли. 1884, Венг. оперный т-р, Будапешт, балетм. тот же. 1912, там же, балетм. Н. Гуэрра. 1884, "Эмпайр-тиэтр", Лондон, одноактный вариант, балетм. М. Бертран; Сванильда А. Холт, Коппелиус В. Уорд. 1905, там же, полностью весь балет; Сванильда А. Жене. 1932, труппа "Сэдлерс-Уэллс", там же, в 2 актах, балетм. Н. Г. Сергеев; Сванильда Л. В. Лопухова (позднее Н. де Валуа), Франц С. Джадсон, Коппелиус X. Бриге. 1956, труппа "Фестивал балле", балетм. X. Ландер; Сванильда Б. Райт, Франц Дж. Гилпин. 1957, труппа "Балле Рамбер", там же, возобн. по А. Сен-Леону. 1896, Королевский датский балет, Копенгаген, балетм. X. Бек; Сванильда В. Борксениус, Франц Бек. 1928, Софийская нар. опера, балетм. А. Петров. 1936, труппа "Балле рюс де Монте-Карло", Монте-Карло, балетм. Н. Зверев, худ. М. В. Добужинский; Сванильда В. Немчинова. 1956, Гос. опера, Берлин, балетм. Л. Грубер. Балет широко шёл в Чехословакии (194560), ставился в Венгрии (1953, балетм. Д. Харангозо), Нидерландах (1956), Финляндии (показан на гастролях в Ленинграде в 1957), Франции (1966, парижская Опера, балетм. М. Декомбе, показан на гастролях в СССравни сезон 1969/70; 1973, там же, балетм. П. Лакот, по Сен-Леону), Монголии (1965), Польше (1974).
В России. 24.1.1882, Большой т-р, Москва, балетм. И. Хансен (по А. Сен-Леону), худ. A. C. Гурьянов, К. Ф. Вальц, Ф. И. Нодмарк, дирижёр С. Я. Рябов; Сванильда Л. Н. Гейтен (позднее Л. А. Рославлева, A. A. Джури и другие.), Франц воспитанница Никольская, Коппелиус В. Ваннер. 25.2.1905, новая пост., там же, балетм. A. A. Горский; Сванильда Е. В. Гельцер, Франц В. Д. Тихомиров, Коппелиус В. Ф. Гельцер. 25.11.1884, Мариинский т-р, Петербург, балетм. М. И. Петипа; Сванильда В. А. Никитина, Франц П. А. Гердт, Коппелиус Т. А. Стуколкин. 1894, там же, балетм. Э. Чеккетти (по М. И. Петипа), худ. И. П. Андреев, Г. Левот, П. Б. Ламбин (декорации), Е. П. Пономарёв (костюмы); Сванильда П. Леньяни (позднее М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская и другие.).
На сов. сцене. 12.9.1924, Большой т-р (на сцене Экспериментального т-ра), возобн. по A. A. Горскому, худ. К. Ф. Вальц, дирижёр Ю. Ф. Файер; Сванильда А. И. Абрамова, Франц И. В. Смольцев, Коппелиус В. А. Рябцев. 7.5.1949, Большой т-р (филиал), балетм. Е. И. Долинская, А. И. Радунский (по A. A. Горскому), худ. Л. Н. Силич, дирижёр Ю. Ф. Файер; Сванильда О. В. Лепешинская (затем С. Н. Головкина), Франц Ю. Г. Кондратов, Коппелиус В. И. Цаплин (затем А. И. Радунский). 4.4.1934, Ленингр. Малый т-р, в 3 актах с прологом по сценарию Ф. В. Лопухова, с кукольной интермедией Е. С. Деммени, балетм. Ф. В. Лопухов, худ. М. П. Бобышов, дирижёр Н. Э. Шерман; Сванильда З. А. Васильева, Франц П. А. Гусев, Коппелиус М. А. Ростовцев. 1949, там же, новая пост., сцен. Г. Б. Ягфельд, балетм. H. A. Анисимова, худ. Т. Г. Бруни, дирижёр Е. М. Корнблит; Сванильда Г. И. Исаева, Коппелия В. М. Розенберг, Франц Н. Л. Морозов. 1973, там же, балетм. О. М. Виноградов, худ. М. А. Соколова, дирижёр В. А. Чернушенко; Koппeлиус Г. Р. Замуэль, С. А. Соколов, Коппелия Л. В. Филина, Сванильда Т. И. Фесенко, B. C. Муханова, Франц H. A. Долгушин, В. Б. Островский. 16.6.1975, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва, сцен. А. В. Чичинадзе и А. Агамирова, балетм. Чичинадзе, худ. Э. Г. Стенберг, дирижёр Г. Г. Жемчужин; Сванильда М. С. Дроздова, Франц B. C. Тедеев, Коппелиус А. Н. Домашов. 24.12.1977, спектакль Моск. хореографич. уч-ща и Моск. консерватории на сцене Кремлёвского Дворца съездов, балетм. С. Н. Головкина, М. С. Мартиросян и А. И. Радунский (по Горскому), худ. B. C. Клементьев, дирижёр A. A. Копылов; Сванильда И. Пяткина (затем и Э. Лузина, И. Кузнецова), Франц В. Деревянко (затем и И. Мухамедов, А. Фадеечев), Коппелиус А. И. Радунский.
В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Минск (1922, К. А. Алексютович; 1935, Ф. В. Лопухов), Днепропетровск (1936, Ф. В. Лопухов), Тбилиси (1935, В. А. Ивашкин; 1975, Г. Д. Алексидзе), Уфа (1940, Н. Г. Зайцев), Фрунзе (1940, В. В. Козлов), Киев (1941, С. Н. Сергеев), Иркутск (1944, С. Н. Сергеев; 1958, А. Д. Гулеско), Горький (1946, С. Инсарский; 1975, K. A. Есаулова), Ташкент (1947, П. К. Иоркин; 1965, A. B. Кузнецов), Ереван (1948, В. А. Ивашкин, З. М. Мурадян), Казань (1948, Ф. А. Гаскаров; 1963, С. М. Тулубьева), Одесса (1948, В. И. Вронский), Пермь (1949, Ю. П. Ковалёв; 1960, Г. Шишкин), Красноярск (1965, А. Д. Гулеско), Рига (1966, И. К. Строде), Таллин (1967, М. О. Мурдмаа; 1978, Г. Р. Замуэль), Свердловск (1974, М. Н. Лазарева) и др.
Действие происходит в маленьком городке в Галиции. Молодая девушка Сванильда ревнует своего жениха к таинственной незнакомке, каждое утро появляющейся в окне дома напротив. Она тайком с подругами проникает в мастерскую старого Коппелиуса и, обнаружив, что её соперница всего лишь заводная кукла, переодевается в её платье и изобличает Франца в мнимой неверности. Балет заканчивается примирением влюблённых и всеобщим праздником.
Лит.: "Коппелия, или Красавица с голубыми глазами", 2 изд., М., 1897; "Коппелия", [Сб.], Л., 1934; Балет Государственного академического Большого театра СССравни М., 1955, с. 36792; Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете, М., 1966, с. 25874, 349; Слонимский Ю., Драматургия балетного театра XIX века. Очерки. Либретто. Сценарии. М., 1977, с. 21741; Guest Т., The ballet of the second empire, 18581870, I., 1953; Beaumont C. W., Complete book of ballets, L., 1956.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.